Берега реки Туапсе еще усеяны обломками судов, следами гибельного прошлогоднего урагана. Сие кораблекрушение представило событие, может быть, единственное в морских летописях. Не говоря о бедствиях других судов, упомяну только о тендере «Скорый». Буря, сорвав его с якоря, кинула его на мель у самого устья реки Туапсе. Вздутая дождем, река неслась в море, а море, взволнованное бурей, удерживало ее стремление. Обоюдный напор волн взрыл мель, на которой остановился тендер и погружал его более и более. Наконец тендер исчез под водой. Между тем, река при устье прорыла новый фарватер, а когда все утихло, то на месте прежнего устья открылась насыпь, нанесенная бурей, а под насыпью зарыт тендер «Скорый» с 6 своими орудиями, зарыт так, что не осталось и признака его существования. После сей гибельной бури и во избежание, сколько возможно, подобного бедствия, приняты следующие меры предосторожности: командир каждого военного судна, приходя в укрепление и сдав в нем бумаги, получает другие, приготовленные заранее, и немедленно снимается с якоря для отплытия; буде же не найдет там заготовленных бумаг, то, соображаясь с погодой, немедленно вступает под паруса, обговорив предварительно с начальником укрепления о времени изготовления бумаг сих, — времени, к которому он возвращается, если только погода или другие обстоятельства не задержать его в море. То же самое исполняется и командирами транспортов касательно привозимого и отвозимого груза. При семь не упускается из вида наблюдение ветра: абхазский ветер, как вообще ветры берегов гористых, ночью дует с берега, а днем на берег, несмотря на то, что в 30 милях далее, в море, он, может быть, имеет совсем другое направление. Морской ветер не опасен, когда он не производить ни волнения, ни зыби; но едва заметна с моря крупная зыбь, не только при морском ветре, но и при береговом, то сие должно принимать за предвещение крепкого с моря ветра и ожидать его в скорости. Тогда командиры судов вступают немедленно под паруса и удаляются в море на такое расстояние, где они вне опасности от морского ветра и сильного на берег волнения. Они имеют в виду, что при подобных обстоятельствах, особенно, когда ветер крепчает прямо на берег, и при известном постоянном течении всегда выгоднее сниматься на правый галс, ибо течение, подхватывая судно из-под ветра, много способствует ему к удалению от берега. При перемене погоды, командир судна немедленно снимается с якоря и держится под парусами, в ожидании возможности возвратиться к прежнему своему месту. Cиe правило не касается до судов, стоящих на якоре в Геленджике и Сухуме; первый пункт укрыт от морских ветров и волнения; а до второго, как доказано опытом, не доходят ветры, даже когда они, дуя с моря, и находят зыбь на его рейде. Излишне говорить о Новороссийском порте, которого достоинства уже всем известны. В продолжение времени между осенним и весенним равноденствиями, когда бывают самые сильные прибрежные бури, военные суда, становясь где-либо на якоре, при укреплении парусов берут у марселей по три рифы. С этой предосторожностью, при внезапной перемене и крепчавшем ветре, все готово к снятию с якоря. Тут расчет, что ежели погода дозволит, то легче отдать риф, чем взять оный при необходимости, стоя близко к берегу и на другом грунт. Командиры судов могут, на якорной стоянке при укреплениях, наливаться водою, но при крепком ветре с моря, или когда гребное судно настигнуто у берега погодой, то, не ожидая его возвращения, они вступают под паруса.
Н.Н. Раевский. Апрель 1839 г.
557
Автор: Н.Н. Раевский
Краевед Черноморья » Черноморская Береговая Линия
Похожие Записи:
Записка С.В. Сафонова о формировании 10-ти команд
Укрепление Новотроицкое (апрель 1839 г.)
Заключительная часть описания Восточного берега Н.Н. Раевским (апрель 1839 г.).
Нечепсухо - Ту (апрель 1839 г.)
110 лет назад началось строительство железной дороги.
28 июня 1914 года в городе Сараево произошло покушение на наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда.
Российская империя в Первой Мировой воне. Союзники - Франция и Сербия.
Данная фотовыставка посвящена красивейшему району города - Цветной бульвар.
Турция не замедлила, в начале 1853 года, выслать своих агентов для подстрекательства к вооруженному восстанию против русских всех закубанских горцев. Действия этих агентов увенчались полным успехом.
Агентство Российского общества пароходства и торговли перенесло свою платформу рядом со зданием агентства и привело в порядок валявшийся всюду груз.
7 декабря по телеграфу сообщено из Москвы о призыве ко всеобщей железнодорожной забастовке.
Сообщаем для сведения адрес бюро Геленджик Ракович. Кандидаты: Криница – Коган и Яковлев.
Председателем избрали В.И. Сутугина большинством 24 голосов против 8, и подавляющим большинством в секретари В.Ф. Подгурского и г. Форсалеса
В первой половине 1960-х годов в Сочи продолжалось активное строительство многоквартирных домов и социально-значимых объектов.
(155 визитов с 16-09-2025 18:43)
Фотовыставка посвящена одной из центральных, основных улиц города-курорта Сочи. Центральный район.
(544 визитов с 24-06-2025 21:34)
Секретарь местного отделения Российского общества историков-архивистов «Сочинский городской архив»
(490 визитов с 26-03-2025 10:22)
Фотоальбом - Цветной бульвар. Часть 2.
(683 визитов с 14-10-2024 10:31)
В городе Сочи 90 лет назад был введен в эксплуатацию центральный санаторий рабоче-крестьянской красной армии
(578 визитов с 31-05-2024 20:27)
Кавказская Ривьера
Беседка Верещагинского Парка
Собор Михаила Архангела
Пансион Светлана
Турецкий овраг
Мост через реку Сочи
Сочи - общий вид
Судно напротив курорта "Кавказская Ривьера"
Сочи - вид с моря
Дача Эйрене
Вид Сочи с горы Батарейка
Карта Москвича
Дача Костарева
Гостиница Ривьера
30 апреля вечером турецкая эскадра подошла к Гудаутам, обстреливала это селение и высадила, как говорят, 1000 человек прежних переселенцев с Кавказа.
29-04-1877 00:01