О кораблекрушениях и о предосторожностях при плавании вдоль Восточного берега (1839 г.)

О кораблекрушениях и о предосторожностях при плавании вдоль Восточного берега (1839 г.)

Берега реки Туапсе еще усеяны обломками судов, следами гибельного прошлогоднего урагана. Сие кораблекрушение представило событие, может быть, единственное в морских летописях. Не говоря о бедствиях других судов, упомяну только о тендере «Скорый». Буря, сорвав его с якоря, кинула его на мель у самого устья реки Туапсе. Вздутая дождем, река неслась в море, а море, взволнованное бурей, удерживало ее стремление. Обоюдный напор волн взрыл мель, на которой остановился тендер и погружал его более и более. Наконец тендер исчез под водой. Между тем, река при устье прорыла новый фарватер, а когда все утихло, то на месте прежнего устья открылась насыпь, нанесенная бурей, а под насыпью зарыт тендер «Скорый» с 6 своими орудиями, зарыт так, что не осталось и признака его существования. После сей гибельной бури и во избежание, сколько возможно, подобного бедствия, приняты следующие меры предосторожности: командир каждого военного судна, приходя в укрепление и сдав в нем бумаги, получает другие, приготовленные заранее, и немедленно снимается с якоря для отплытия; буде же не найдет там заготовленных бумаг, то, соображаясь с погодой, немедленно вступает под паруса, обговорив предварительно с начальником укрепления о времени изготовления бумаг сих, — времени, к которому он возвращается, если только погода или другие обстоятельства не задержать его в море. То же самое исполняется и командирами транспортов касательно привозимого и отвозимого груза. При семь не упускается из вида наблюдение ветра: абхазский ветер, как вообще ветры берегов гористых, ночью дует с берега, а днем на берег, несмотря на то, что в 30 милях далее, в море, он, может быть, имеет совсем другое направление. Морской ветер не опасен, когда он не производить ни волнения, ни зыби; но едва заметна с моря крупная зыбь, не только при морском ветре, но и при береговом, то сие должно принимать за предвещение крепкого с моря ветра и ожидать его в скорости. Тогда командиры судов вступают немедленно под паруса и удаляются в море на такое расстояние, где они вне опасности от морского ветра и сильного на берег волнения. Они имеют в виду, что при подобных обстоятельствах, особенно, когда ветер крепчает прямо на берег, и при известном постоянном течении всегда выгоднее сниматься на правый галс, ибо течение, подхватывая судно из-под ветра, много способствует ему к удалению от берега. При перемене погоды, командир судна немедленно снимается с якоря и держится под парусами, в ожидании возможности возвратиться к прежнему своему месту. Cиe правило не касается до судов, стоящих на якоре в Геленджике и Сухуме; первый пункт укрыт от морских ветров и волнения; а до второго, как доказано опытом, не доходят ветры, даже когда они, дуя с моря, и находят зыбь на его рейде. Излишне говорить о Новороссийском порте, которого достоинства уже всем известны. В продолжение времени между осенним и весенним равноденствиями, когда бывают самые сильные прибрежные бури, военные суда, становясь где-либо на якоре, при укреплении парусов берут у марселей по три рифы. С этой предосторожностью, при внезапной перемене и крепчавшем ветре, все готово к снятию с якоря. Тут расчет, что ежели погода дозволит, то легче отдать риф, чем взять оный при необходимости, стоя близко к берегу и на другом грунт. Командиры судов могут, на якорной стоянке при укреплениях, наливаться водою, но при крепком ветре с моря, или когда гребное судно настигнуто у берега погодой, то, не ожидая его возвращения, они вступают под паруса.

Н.Н. Раевский. Апрель 1839 г.

 411

Авторы/Составители

Автор: Н.Н. Раевский


Анонс Записей Сайта

Создание и деятельность Сочинской противомалярийной станции (1921-1956 гг.)
Создание и деятельность Сочинской противомалярийной станции (1921-1956 гг.)

Статья Сочинского исследователя В.В. Казурова посвящена созданию и деятельности Сочинской противомалярийной станции.

Сочинская садовая и сельскохозяйственная опытная станция.
Сочинская садовая и сельскохозяйственная опытная станция.

В этом году 12 апреля 2024 года, одному из старейших учреждений города Сочи – садовой и сельскохозяйственной опытной станции, исполняется 130 лет.

Город Сочи на фотоснимках: 1944 год
Город Сочи на фотоснимках: 1944 год

79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается.

Кубанская охота
Кубанская охота

К 100-летию Кавказского биосферного заповедника

Санаторию имени К.Е. Ворошилова 90 лет
Санаторию имени К.Е. Ворошилова 90 лет

В городе Сочи 90 лет назад был введен в эксплуатацию центральный санаторий рабоче-крестьянской красной армии

14 июня 1909 года состоялось открытие курорта "Кавказская Ривьера"
14 июня 1909 года состоялось открытие курорта "Кавказская Ривьера"

115 лет назад в Сочи состоялось открытие курорта "Кавказская Ривьера".

110 лет назад началось строительство железной дороги.
110 лет назад началось строительство железной дороги.

Для ускорения экономического развития Черноморского побережья, необходимо было проложить вдоль побережья железную дорогу.

Сейчас Читают Записи

Особенные Подробности

Фото История Сочи

Новые Документы о Сочи

Добавлены События

  • Боевые действия Турецкой эскадры

    30 апреля вечером турецкая эскадра подошла к Гудаутам, обстреливала это селение и высадила, как говорят, 1000 человек прежних переселенцев с Кавказа.

    29-04-1877 00:01