О кораблекрушениях и о предосторожностях при плавании вдоль Восточного берега (1839 г.)

О кораблекрушениях и о предосторожностях при плавании вдоль Восточного берега (1839 г.)

Берега реки Туапсе еще усеяны обломками судов, следами гибельного прошлогоднего урагана. Сие кораблекрушение представило событие, может быть, единственное в морских летописях. Не говоря о бедствиях других судов, упомяну только о тендере «Скорый». Буря, сорвав его с якоря, кинула его на мель у самого устья реки Туапсе. Вздутая дождем, река неслась в море, а море, взволнованное бурей, удерживало ее стремление. Обоюдный напор волн взрыл мель, на которой остановился тендер и погружал его более и более. Наконец тендер исчез под водой. Между тем, река при устье прорыла новый фарватер, а когда все утихло, то на месте прежнего устья открылась насыпь, нанесенная бурей, а под насыпью зарыт тендер «Скорый» с 6 своими орудиями, зарыт так, что не осталось и признака его существования. После сей гибельной бури и во избежание, сколько возможно, подобного бедствия, приняты следующие меры предосторожности: командир каждого военного судна, приходя в укрепление и сдав в нем бумаги, получает другие, приготовленные заранее, и немедленно снимается с якоря для отплытия; буде же не найдет там заготовленных бумаг, то, соображаясь с погодой, немедленно вступает под паруса, обговорив предварительно с начальником укрепления о времени изготовления бумаг сих, — времени, к которому он возвращается, если только погода или другие обстоятельства не задержать его в море. То же самое исполняется и командирами транспортов касательно привозимого и отвозимого груза. При семь не упускается из вида наблюдение ветра: абхазский ветер, как вообще ветры берегов гористых, ночью дует с берега, а днем на берег, несмотря на то, что в 30 милях далее, в море, он, может быть, имеет совсем другое направление. Морской ветер не опасен, когда он не производить ни волнения, ни зыби; но едва заметна с моря крупная зыбь, не только при морском ветре, но и при береговом, то сие должно принимать за предвещение крепкого с моря ветра и ожидать его в скорости. Тогда командиры судов вступают немедленно под паруса и удаляются в море на такое расстояние, где они вне опасности от морского ветра и сильного на берег волнения. Они имеют в виду, что при подобных обстоятельствах, особенно, когда ветер крепчает прямо на берег, и при известном постоянном течении всегда выгоднее сниматься на правый галс, ибо течение, подхватывая судно из-под ветра, много способствует ему к удалению от берега. При перемене погоды, командир судна немедленно снимается с якоря и держится под парусами, в ожидании возможности возвратиться к прежнему своему месту. Cиe правило не касается до судов, стоящих на якоре в Геленджике и Сухуме; первый пункт укрыт от морских ветров и волнения; а до второго, как доказано опытом, не доходят ветры, даже когда они, дуя с моря, и находят зыбь на его рейде. Излишне говорить о Новороссийском порте, которого достоинства уже всем известны. В продолжение времени между осенним и весенним равноденствиями, когда бывают самые сильные прибрежные бури, военные суда, становясь где-либо на якоре, при укреплении парусов берут у марселей по три рифы. С этой предосторожностью, при внезапной перемене и крепчавшем ветре, все готово к снятию с якоря. Тут расчет, что ежели погода дозволит, то легче отдать риф, чем взять оный при необходимости, стоя близко к берегу и на другом грунт. Командиры судов могут, на якорной стоянке при укреплениях, наливаться водою, но при крепком ветре с моря, или когда гребное судно настигнуто у берега погодой, то, не ожидая его возвращения, они вступают под паруса.

Н.Н. Раевский. Апрель 1839 г.

 388

Авторы/Составители

Автор: Н.Н. Раевский


Анонс Записей Сайта

Неприятельские действия близ Сухума
Неприятельские действия близ Сухума

Турецкий флот, приступая к действию на Черном море, прежде всего напал на селения лежащие близ Сухума, что случилось 30 и 31 апреля.

Дневник Кавказской армии
Дневник Кавказской армии

Официально. Департамент Главнокомандующего Кавказской армии от 14 мая 1877 г.

Будни укреплений Черноморской береговой линии
Будни укреплений Черноморской береговой линии

В тоже время был составлен и Высочайше одобрен план общего усмирения кавказских горских народов.

Боевые действия на Черноморской береговой линии в начале 1840-х гг.
Боевые действия на Черноморской береговой линии в начале 1840-х гг.

Начало 1840 года вписано кровавыми строками в летописях ее, вследствие происшедших в это время страшных событий.

Битва при Ольтенице (1853 г.)
Битва при Ольтенице (1853 г.)

Военные действия открылись в половине октября нападением 14000 турок, собравшихся около Туртукая, на Ольтеницкий карантин.

Формирование черноморского казачества
Формирование черноморского казачества

Правительство спешило укомплектовать новое казачье войско. Вербовка казаков была поручена бывшим запорожским старшинам.

Социальный состав черноморского казачества
Социальный состав черноморского казачества

Имущее казачество живо откликнулось на призыв Сидора Белого, Антона Головатого и Захария Чепеги.

Положение Запорожского казачества после разрушения Сечи
Положение Запорожского казачества после разрушения Сечи

Потеряв в результате ликвидации Сечи положение правящей в крае верхушки, старшины толпой ринулись к начальству за царскими «милостями».

Сейчас Читают Записи

Особенные Подробности

Фото История Сочи

Новые Документы о Сочи

Добавлены События

  • Боевые действия Турецкой эскадры

    30 апреля вечером турецкая эскадра подошла к Гудаутам, обстреливала это селение и высадила, как говорят, 1000 человек прежних переселенцев с Кавказа.

    29-04-1877 00:01